«Результат инвестиций». Иностранные эксперты изучили достижения Казахстана в логистике  

Просмотров: 11

В современном мире глобальные цепочки поставок перестраиваются почти в режиме реального времени, но география продолжает играть стратегическое значение. На протяжении десятилетий Казахстан воспринимался как страна, не имеющая выхода к морю, но сейчас он укрепляет свои позиции как ключевое связывающее звено между Европой и Азией. Эта трансформация стала результатом значительных инвестиций в транспортную инфраструктуру и политического курса, нацеленного на привлечение транспортных потоков в Евразии.

Container truck in ship port for business Logistics and transportation of Container Cargo ship and Cargo plane with working crane bridge in shipyard at sunrise, logistic import export and transport industry background

От транзита к транспортной связанности

На текущий момент Казахстан уже сформировал одну из наиболее разветвленных транспортных систем в регионе. В стране функционируют пять международных железнодорожных и восемь автомобильных коридоров, соединяющих Китай, Центральную Азию, Кавказ, Россию, Европу и Ближний Восток. И все они пользуются спросом: только по итогам 2024 года объем транзитных грузоперевозок достиг 34,6 млн тонн, увеличившись на 7,1% в в сравнении с 2023-м. А с января по ноябрь этого года показатель уже составил 32,8 млн и, возможно, превзойдет результаты прошлого года. При этом есть планы для дальнейшего роста: к 2029 году этот показатель планируется довести до 67 млн тонн, а к 2035 году – до 100 млн тонн.

Средний коридор стал ключевым элементом в этой стратегии. Проходя из Китая через территорию Казахстана, далее через Каспийское море в Азербайджан и Грузию и затем в Европу, он предлагает реальную альтернативу традиционным маршрутам. В 2024 году объем перевозок по Транскаспийскому маршруту составил 4,5 млн тонн, что отражает растущий интерес со стороны грузоотправителей, стремящихся к построению устойчивых логистических цепочек.

Важно отметить, что транспорт и логистика уже сегодня входят в число наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Казахстана. За первые десять месяцев года объем транспортных услуг вырос на 20,7%, а инвестиции в основной капитал в этом секторе – на 18,4%.

Железнодорожные грузоперевозки и в целом показывают стабильный рост: за десять месяцев 2025-го их объем составил 420,7 млн тонн, увеличившись на 7,7% год к году. Активно развивается и авиационный транспорт: за тот же период было перевезено более 13 млн пассажиров. Все аэропорты и авиакомпании страны перешли на использование системы e-Freight, полностью соответствующей стандартам IATA и обеспечивающей безбумажную обработку грузов.

Интенсивное развитие наблюдается и в дорожной инфраструктуре. Строительные и ремонтные работы ежегодно охватывают около 13 тысяч километров автодорог, при этом 93% республиканской сети соответствует нормативным техническим требованиям. Параллельно модернизируется пограничная инфраструктура: до конца 2027 года планируется завершить строительство и реконструкцию 37 пунктов пропуска.

Как логистика и промышленность работают в связке

При этом стратегия Казахстана в логистике выходит за рамки простого ускорения грузопотоков. В ее основе лежит и формирование трансграничных хабов, объединяющих транспорт, складскую инфраструктуру и промышленное производство. Сегодня эту экосистему формируют четыре специальные экономические зоны: «Хоргос – Восточные ворота», Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», Морпорт Актау и TURAN, а также две крупные индустриальные зоны.

Ключевую роль на восточном направлении играет Хоргосский узел на границе с Китаем. Территория СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» была расширена на 840 гектаров для размещения крупных проектов, включая грузовой аэропорт SkyHansa. В МЦПС «Хоргос» проводится модернизация с планами расширения территории, открытия дополнительного пункта пропуска и перехода на круглосуточный режим работы. Уже обновлен перечень приоритетных видов деятельности с акцентом на проекты с высокой добавленной стоимостью.

На западном направлении СЭЗ «Морпорт Актау» усиливает роль Казахстана как ключевого каспийского узла. Срок ее функционирования продлён до 2053 года, а в состав зоны включаются новые участки в Актау и Жанаозене для размещения перерабатывающих производств, аэропортов и морских терминалов. Дополнительно планируется расширение еще на 382 гектара с участием компании Ersai Caspian Contractor для развития морской инфраструктуры.

Активное развитие наблюдается и на южных и северных рубежах страны. На границе с Узбекистаном в рамках СЭЗ «TURAN» создаются новые производственные и складские объекты, одновременно продолжается работа по формированию «зеркальных условий» с Кыргызстаном через индустриальную зону «Алатау». На российском направлении индустриальная зона «Евразия» площадью 281 гектар уже привлекает проекты в сфере обрабатывающей промышленности.

Все трансграничные хабы обеспечены специализированной транспортной инфраструктурой. Одним из ключевых проектов является строительство железнодорожной линии «Дарбаза – Мактаарал», завершение которого планируется в 2026 году. Линия соединит южные регионы страны с магистральной железнодорожной сетью и обеспечит пропускную способность до 20 млн тонн грузов в год.

На востоке продолжается модернизация железнодорожного участка «Алтынколь – Жетыген», что позволит увеличить его пропускную способность до 25 млн тонн. Полное завершение работ ожидается также в 2026 году. Одновременно идет реконструкция подъездных автодорог к пунктам пропуска «Нур жолы», «Атамекен» и «Карасу», планируется строительство новых мостов и обходных маршрутов для устранения «узких мест».

Значительные инвестиции направляются и в портовую инфраструктуру Каспийского моря. В Актау завершена первая очередь контейнерного хаба, реализуемого совместно с китайской компанией Lianyungang, с перспективной мощностью до 200 тысяч TEU в год. Параллельно идут дноуглубительные работы и модернизация причалов. В порту Курык продолжается строительство многофункционального терминала «Саржа», а к 2027 году Казахстан планирует приобрести два контейнерных судна в Азербайджане для наращивания каспийских перевозок. В совокупности эти проекты позволят увеличить пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн в год.

Как формируется стратегическое видение

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обозначил перед госаппаратом четкую цель: превратить страну в главный транспортный хаб в Центральной Азии. В условиях усиливающейся конкуренции за транзитные маршруты и инвестиции республике ускоряет развитие наземной инфраструктуры, промышленной кооперации и торговых сетей.

При этом акцент делается не только на логистике и перевалке грузов, но и на организации реальных производств, создании рабочих мест и развитии экспорта с высокой добавленной стоимостью. Предсказуемость, скорость и снижение административных барьеров становятся ключевыми преимуществами для транспортных компаний. А постоянный диалог с инвесторами, операторами и производителями становится успешной практикой, позволяя выстраивать проекты на взаимовыгодной основе.

По мере адаптации мировой торговли к новым реалиям стратегия Казахстана по развитию Среднего коридора становится успешным примером того, как страна получает выгоды от инвестиций. Страна превращает свое географическое положение в конкурентное преимущество и укрепляет статус устойчивого и предсказуемого транспортного моста между Европой и Азией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *